Практически все, кто хоть как-то занят в клинисследованиях обязаны раз в два года проходить GCP пере-подготовку. Обычно это 20-минутный онлайн курс, где быстро тыкаешь в ответы контрольных вопросов, распечатываешь сертификат и на два годы ты свободен. Но хотя бы раз можно пойти на полноценный лекционный курс, где расскажут кратенько историю исследований и т.д.
Например, что первым в мировой истории запротоколированным исследователем была Клеопатра. Она велела солдатам оплодотворить довольно много рабынь и дальше им постепенно вскрывали животы и смотрели как эмбрионы развиваются по ходу беременности.
Других примеров отсутствия согласия пациентов великое множество, но я тут краем глаза увидела один диалог и вспомнила один из примеров.
В начале 19го века американский врач, Уильям Бомонт, лечил пациента, получившего огнестрельное ранение в желудок. Вопреки ожиданиям, пациент выжил, но с незаживающей "дыркой" из желудка наружу. Его уволили с его бывшей работы, так что доктор взял его себе прислугой. И стал проводить на нем эксперименты. Например, засовывал кусочки еды на ниточке через фистулу в желудок, и вытаскивал через какое-то время, чтобы смотреть, что желудочный сок делает с едой. Смотрел как меняется поведение желудка в разных ситуациях и т.д. В какой-то момент бывший пациент сбежал, но его вернули и эксперименты над ним продолжили. В общем, такой наглядный пример, как в стандартах 21го века клинические исследования проводить ни в коем случае нельзя.
При этом, Бомонт всячески почитаем за его заслуги перед гастроэнтерологией, его именем названы две школы, хайвей, три госпиталя и военный мед.центр; и американская гастроэнтерологическая ассоциация вручает приз его имени в 10 тыс долларов за исследования.